Previous Entry Share Next Entry
Почему никто не любит трамвай?
я
anderson_mike


Все мы знаем, что лучший магистральный вид НГПТ - это трамвай. Он обладает наибольшей провозной способностью, скоростью, независимостью от пробок, наименьшей себестоимостью поездки и так далее.

Тем не менее, большинство людей и почти все чиновники трамвай не любят, радуются закрытиям, не хотят строить новые линии и системы. Почему так?

Коротко: дело в том, что хороший трамвай намного лучше хорошего автобуса, но плохой трамвай - намного хуже плохого автобуса. А большинство трамвайных систем в постсоветских государствах сейчас - плохие, либо очень плохие.

Вот и получается, что заменяя очень плохой трамвай очень плохим автобусом, город получает заметное улучшение качества транспорта здесь и сейчас. Правда, при этом шансы на развитие этого транспорта в долгосрочной перспективе резко падают, но это как правило никого не волнует. На долгие десятилетия город становится обречен на сраные пазики, но зато сегодня и сейчас пазики - это намного лучше, чем еле ползущее по остаткам рельсов разбитое корыто.

Но почему так? Какие причины? Вот какие:

1. Условия движения в городе изменились, а трамвай - нет. 30 лет назад трамвай на совмещенке мог отлично работать, но не теперь.

2. На трамвае, как на перспективном виде транспорта, лет 80 назад был поставлен крест. Поэтому достаточно сил на его развитие не тратилось. Отсюда устаревшие технологии: отвратительные трамвайные рельсы, стрелки, крестовины, конструкции тележек и вагонов, и проч. Буквально несколько лет назад идея "а давайте просто положим обычные железнодорожные рельсы и шпалы, и сделаем хоть какие-то посадочные площадки" воспринималась как прорыв, а ее реализация на одном маршруте - как большая победа!

3. Нетривиальное: долговечность и живучесть трамвая. Да, зачастую именно в этом причина его упадка! Вы можете не обновлять рельсы, провода и вагоны 50 лет. Серьезно, без шуток! 50 лет можно вообще ничего не делать!

Трамвай с каждым десятилетием будет ходить все хуже и хуже, но он будет ходить! Ситуация будет ухудшаться очень постепенно, и восприниматься это будет как естественное отмирание устаревшего вида транспорта. Ничего подобного с автотранспортом делать нельзя. Никому даже в голову не придет 50 лет не чинить дороги и не обновлять подвижной состав автобуса. А с трамваем - запросто! И жители довольны: проезд не так сильно дорожает, ведь в его стоимость не закладывается никакое серьезное обновление.

Через 50 лет вы обнаружите, что никаких денег, которые вы сейчас можете достать, даже близко не хватит, чтобы разом обновить ту инфраструктуру, которую вы проедали 50 лет. Что остается? Закрыть трамвай, заасфальтировать рельсы, пустить автобусы (или просто дождаться, когда по этому асфальту "сами собой" поедут маршрутки). И горожане снова будут вам благодарны! Потому что даже самая убогая маршрутка лучше, чем трамвай, с которым ничего не делали 50 лет.

Т.е. буквально: взяли трамвай - и проели. С удовольствием.

4. Просто и банально: коммерческий сговор, коррупция. Чтобы привести пассажиров в маршрутку, надо закрыть трамвай. Ну, взяли - и закрыли.

5. Попилы-откаты. Пилить на автобусах, которые надо обновлять раз в 5-10 лет, проще, удобнее и приятнее.

6. Общие проблемы муниципального транспорта. Во многих наших городах ГЭТ - основа ОТ в целом, и именно трамвай сильнее всего пострадал от новой русской экономики: приватизации прибылей и национализации убытков. Про конкуренцию с маршрутками будет отдельный пост.

7. Банальное: уничтожение инфраструктуры ОТ ради автомобилизации. После того, как обычную улицу расширили и/или перестроили в недохайвей, автобус и троллейбус, как правило, еще как-то сохраняются, а трамвайные пути, как правило же, выдирают.

8. Деградация маршрутной сети. Трамвай ходит не там, где в этом есть смысл, а там, где еще остались рельсы.

9. Вследствие вышеперечисленного - падение пассажиропотока ниже величины, когда трамвай экономически оправдан.

10.Политика. Многие линии в Москве, например, были сняты просто так, без какой бы то ни было рациональной причины, и заменены на троллейбус, реже автобус. Просто потому, что трамвай "плохой" и "устаревший", и "все это знают".

Список, наверное, неполон (чот я устал и пойду посплю), но общее представление даёт.

Ну и, коротко, что делать:

В Москве все пока достаточно хорошо. Трамвай существует вполне уверенно, и довести его до адекватного потребностям города состояния мы без сомнений можем своими силами. Нужно вот что:
1) Обновить инфраструктуру. Там, где для этого нужна политическая воля (напр., для обособлений) - надо ее проявить, где нужно немного денег (напр., купить нормальные стрелки и построить платформы везде, где надо) - дать эти деньги.
2) Достроить запланированные к постройке и восстановлению линии. Не к 2229 году, а в ближайшее время.
3) Сделать так, чтобы уважаемые коллеги из НИИ Генплана включили трамвай в этот самый генплан нормально, как магистральный НГПТ, а не так, как он включен туда сейчас. В городе достаточно широкая ниша для трамвая, много коридоров, где он объективно нужен. Там надо предусмотреть трамвайные линии.
4) Спроектировать и построить и эти линии.
5) Все прочие мелочи, типа обновления ПС, решатся "сами собой", в рабочем порядке.

Все это, в принципе, вполне реально. Деньги у города есть в более чем достаточном количестве, умение проводить в жизнь сложные и тяжелые проекты - тоже.

В провинции - хуже. Тут своими силами, как правило, ничего не сделать. Нужна государственная программа поддержки развития транспорта в российских городах. А для этого - нужно понимание на самом высшем уровне, что город - это и есть транспорт в первую очередь, и никакого развития городов без транспорта не будет. А при нынешней системе финансирования самостоятельно города это всё не потянут, и обречены на стагнацию или схлопывание в пазики.

Ну и вот вам еще лекция про историю трамвая, если кто не видел.


"Почему теперь все меньше трамваев, - блеснула остроумием Телль, - люди уже догадались и их уничтожают, это последние драконы, последние Горгоны" © "62.Модель для сборки".

А если по существу - отличный текст.

Имхо глобально именно современная притягательная городская среда, хайтек общественный транспорт, логистика, переработка мусора и капелька техновоенки являются теми сферами, которые дают отдачу в наше время.
Как ни абсурдно звучит, при нехватке бюджета - его надо сокращать. Особенно стройки, дороги и аграриев. Людей увольнять. Военку резать, но с исключениями. А расходы на "трамваи и велодорожки" - увеличивать.
Мое мнение именно как экономиста без всяких личных симпатий к урбанистике. В этом уверен абсолютно. Это для притока доходов нужно делать. А не делают, ибо дураки во власти сидят. И незачем искать тут сложные конструкции.


А расходы на "трамваи и велодорожки" - увеличивать.
Вот не стоит смешивать в одну кучу мух с котлетами. От велодорожек польза примерно такая же как от олимпиад и мегастроек.

Edited at 2016-02-24 12:51 am (UTC)

Я вообще не понимаю зачем власти голову себе морочат, ведь ясно же что идеал российского чиновника - Махачкала (нет тротуаров, нет дорог, нет зелени, нет благоустройства, нет общественных пространств, нет общественного транспорта и 100% города самострой).

Нет, почему. В Махачкале есть троллейбусы, целых 4 маршрута! Те же Архангельск с Тюменью от неё куда дальше ушли.

А по-моему, ПАЗики в регионах лучше трамваев. С оговорками, конечно, но лучше.

как средство выдавливания людей из регионов?

(no subject) (Anonymous) Expand
Вот кстати да, трамваи на маршрутах, где они избыточны, тоже портят репутацию трамвая как эффективного транспорта. Иногда часть сети нужно резать, чтобы сохранить то, что действительно нужно. В Питере таких мест довольно-таки дофига, например.

В Питере всё уже порезано так, что многие участки стали пустыми. При этом параллельно ходят маршрутки битком. Либо просто пустые трамваи, потому что по совмещёнке. Либо со скоростями всё плохо.

Пример. Сняли трамвайное движение с Литейного - это центр. В итоге люди, которым нужно на Литейный, пересели с трамвая на маршрутки. Именно поэтому на Финбане ситуация выглядит так: с Комсомола на Финбан подъезжают пустой трамвай и маршрутка в мясо.

По Энгельса и Большому Сампсониевскому - трамвай пустой и по причине незахода в центр, и по причине совмещёнки. В итоге люди выбирают подвозку к метро (но уже не на трамвае) или садятся на машины.

Наконец, бывает так, что разгруженный участок соединяет между собой два нагруженных (Пионерская - Светлана) или разгруженный нужен хотя бы для оборота ПС (Маршала Говорова-Трефолева-Оборонная, и то на них пассажиропоток достаточно стабильный, но не такой высокий, совмещёнка же).

Не путайте причину и следствие.

именно трамвай сильнее всего пострадал от новой русской экономики
Из муниципального транспорта всё же по идеи больше всех пострадал как раз именно автобус, т.к. он мало где за пределами МосОбласти в принципе сохранился в муниципальной собственности и соотв-но в виде упорядоченной и единой системы маршрутов.

Сильно в этом не уверен.

Ну, про 50 лет всё-таки преувеличение)

Вот сделали ремонт трамвайной линии по 26-ому м-ту, а субъективно мало что поменялось. Я надеялся на плавный беззвучный ход, как я имел удовольствие наблюдать в Европе, а фигушки. Пока я не знаю ни одного места, где качество поездки на трамвае сравнилось с европейским. Приближается - да, но не сравнилось. Новый подвижной состав в виде Пес помог, но недостаточно.
И в связи с этим вопрос знающим: у нас технологии ремонта путей различаются? Почему нельзя скопировать забугорную технологию?

Edited at 2016-02-24 05:15 am (UTC)

Скопировали же. Пражские плиты от которых они уже оказались.

Прикол в том что технология - это не только рельс + шпалы, а ещё и основа. А основой у нас в принципе не занимаются.
Как пример - нормальная дорога должна иметь высоту метра 2, даже если идёт в выемке. Но кто же будет лишние 2 м копать?

Мне кажется, одна из ключевых проблем - полное непонимание возможной ниши трамвая ни чиновниками, ни людьми. Абсурд же, когда в городе есть трамвайная инфраструктура - отличный задел для создания ЛРТ, ныть про метро, которое туеву кучу лет строить, и которое будет возить пять человек. Действительно, пока в России нет НИ ОДНОЙ трамвайной системы хотя бы уровня Польши (близко пододвигаются Ёбург, Челны, Краснодар). Хорошие системы отличаются от плохих тем, что в первых иногда ПС обновляют и пути ремонтируют. Ну и существующие линии не сокращают.

Ну так трындёж "Трамвай может провезти 30000+ в час" упирается в реаллайф где эти 30к для трамвая - потолок в сутки.
Ну и до кучи у всех есть понимание что 5000 в один вагон не набьётся.

А то, что трамвай может ходить чаще и быстрее - то это в теории или строго для буржуев, а у нас вот уже дофига лет кроме 17го, который выжил от СССР - так и нет ВТОРОГО такого маршрута.
А при обычных 2-5 парах в час достоинства трамвая мягко говоря не очевидны.

Спасибо за пост. Очень интересно.

Что-то от поста бусловщиной повеяло. Где оригинальная манера с обкладыванием всех хуями?
И ещё. Мне вот только одна вещь интересна, почему у сраных буржуев на совмещёнке травмай нормально ездит, а у нас ВНЕЗАПНО не работает?

потому что у них - НОТ по какой-то странной причине ходит по улицам, а у нас - только "по расписанию", а на улицах с ним сильно хуже.

(no subject) (Anonymous) Expand
хорошо написали.

Всё классно, но почему его в советское время тоже не особо любили, судя по тому, сколько снято в районе Бауманского рынка только на моей памяти?

Не сказать чтоб не любили, просто тогда, в 60е-70е годы, снятие трамвая из-за "устарелости" или "бесперспективности" было общемировой тенденцией, в Европе тогда тоже рельсы ломали. Именно тогда в той же Москве исчез трамвай с Садового и с большей части Бульварного кольца, Краснопресненская сеть оказалась отрезана от остальной московской трамвайной сети и т.п., во всём Крыму за исключением Евпатории и её пригорода Молочного поубирали трамвай и заменили троллейбусом и т.п. Но потом европейцы, испытав на себе и пробки и транспортные коллапсы (когда за сутки пробка в данном месте так и не исчезает), стали строить новые трамвайные линии и модернизировать существующие уже в новом виде легкорельсового транспорта, а у нас благодаря коррупции + инертности чиновников всех уровней антитрамвайная эпоха в большинстве городов так и продолжается.

Про Ленинград (Anonymous) Expand
Справедливости ради, есть и ещё одна немаловажная причина упадка трамвая во многих городах, особенно промышленных центрах (как крупных, так и небольших моногородах). В СССР трамвай прокладывался как раз по самому прямому своему назначению - вывозить большое количество людей, с которыми даже автобусы-гармошки не справятся (троллейбусов-гармошек тогда ещё почти не было). А куда в советское время были самые большие пассажиропотоки? На заводы! Туда и тянули трамвай.

СССР кончился, с ним кончились или значительно сократились и заводы, зато открылись офисы в центрах городов, которые и стали основным местом работы для населения. Т.е. пасспотоки радикально сменились, а трамвайные маршруты-то не изменишь, ибо трамвай "проедет лишь там, где проложен путь" (с)!.. В результате трамвай продолжил на разваленные заводы возить по полтора работника плюс ещё по полтора пассажира, которым случайно по пути, а остальные пересели на автобусы-маршрутки, которым ничего не стоит поменять маршруты под изменившиеся направления пассажиропотоков. Я бы даже сказал, это одна из основных причин упадка трамвая как вида транспорта на постсоветском пространстве. Наряду с маршруточной коррупцией, транспортной невежественностью, рельсоборчеством в автомобильном угаре и прочими перечисленными выше пунктами. Потому что для новых пасспотоков во многих случаях пришлось бы строили новые линии по направлению "окраина-центр-окраина" вместо "жилой район-завод".

Собственно, по той же причине возникла и проблема чрезмерных пиковых потоков с окраин в центр во многих крупных городах. Если в СССР многие получали квартиру рядом с работой или недалеко от неё (в не очень дальней беспересадочной доступности на НОТе), то с концом СССР кончились заводы в разных концах города, а сменившие из офисы открывались в основном в центре города и в итоге весь город со всех направлений стал ездить туда, независимо от расстояния и транспортного удобства от дома до этого самого центра города.


Edited at 2016-02-25 03:16 am (UTC)

Это не так часто встречающаяся история, как кажется.
Обычно, в центре линии тоже есть.

А как быть вот с этим?

http://i.imgur.com/Yw7199D.jpg

Четыре трамвая, посадка только в одну дверь первого трамвая. Да, люди тупые и не способны осознать, но можно же пустить конкретно здесь первый без посадки, чтобы подобрал толпу на следующей остановке? И заодно пусть вагоновожатая орет в свой микрофон, что сзади еще три штуки таких же стоят?

А что это, и где?

?

Log in

No account? Create an account