Previous Entry Share Next Entry
Как улучшить систему оплаты проезда?
я
anderson_mike
Итак, созданная Дептрансом система оплаты проезда получилась не очень удобной и не очень интегрированной: во многих случаях пользователям выгоднее иметь два билета, а не один. Это, конечно, не дело.

Замечательно тут то, что все это можно довольно легко исправить, совершенно не меняя ценовую политику! Для этого надо применить тот же принцип, что когда-то применялся на малоиспользуемом, но примечательном виде билета "приложение к банковской карте". Там цена каждой следующей поездки была чуть меньше предыдущей, причем суммы были подобраны так, что сумма цен 10 поездок в точности совпадала с ценой 10-поездковой карточки, сумма цен 20 поездок в точности совпадала с ценой 20-поездковой карточки, и так далее. С началом нового месяца счетчик обнулялся, и все шло по-новой.

Аналогичный алгоритм можно реализовать на Тройке и сейчас.

Заметим, что сейчас сумма потраченных пользователем денег есть просто функция от количества поездок на метро, НОТ и 90-минутных поездок в месяц. Эту функцию можно задать неявно, как это сделано сейчас при помощи 666 типов билетов, а можно и явно, просто матрицей. Матрицу эту можно заполнить так, чтобы цена пользования транспортной системой была той же, какой она получается при оптимальном выборе билета, описанном мной в предыдущем посте. Там для упрощения нарисована двухмерная матрица, хотя на самом деле она трехмерная, но это не сильно усложняет дело.

Дальнейшее - дело техники. Билет хранит число поездок на НОТ, метро и 90-минутных, совершенных с начала месяца. При каждой валидации с пользователя списывается разница между соответствующими соседними элементами матрицы.

Допустим, в билете записано, что пользователь уже совершил 10 поездок на метро, 2 на автобусе и 5 90-минутных. И вот, билет валидируется в метро. Тогда с пользователя просто списывается разница между ценой 11 поездок на метро, 2 на автобусе и 5 90-минутных и ценой 10 поездок на метро, 2 на автобусе и 5 90-минутных. Если после этого пользователь в течение 90 минут зайдет в автобус, то с него дополнительно спишется разница между ценой 11 поездок на метро, 2 на автобусе и 5 90-минутных и ценой 10 поездок на метро, 2 на автобусе и 6 90-минутных.

Предельно простой алгоритм.

После этого все 666 типов билетов можно будет выкинуть, оставив только Тройку и несколько дорогих малопоездочных билетов для приезжих олигархов. Доходы совершенно никак не изменятся, а пользователям станет проще: не надо будет думать, какой билет (или билеты) лучше выбрать, и как их правильно использовать.

Возможно, по каким-то техническим причинам реализовать такое не получится. Тем не менее понятно, что с тарифной системой надо что-то делать: не дело, что в таком большом количестве случаев нет выгодного билета, и пассажир вынужден покупать два.

Правую руку я за это не отдам, но насколько я знаю, все сейчас упирается в то, что все тарифные рассчеты на тройке делаются процессором самой карточки (и счет хранится на ней же), и совершенно не факт, что такую "умную" штуку на эту тройку получится запихнуть. Вообще оно, конечно, правильно. Хотя там тоже есть над чем думать - например, я в Москву понаезжаю где-то на три недели три раза в год, и обыно с календарными месяцаи это не совпадает, и по указанной системе скидку я очевидно не получу.

Конечно, матрица будет занимать примерно мегабайт в явном виде, но ведь ее можно задавать не в явном виде, а набором формул, которые будут занимать значительно меньше.

Доходы уменьшатся, потому что сейчас многие переплачивают.
Кроме того, система должна быть понятной. Если зашить в нее хитрый алгоритм, который средний пользователь не в состоянии понять, этот средний пользователь выберет автомобиль.

Среднему пользователю и не надо знать весь алгоритм в деталях.

Достаточно знать, что первая поездка в месяц стоит столько-то, далее цена постепенно уменьшается и, скажем, 40 поездок будут стоить столько-то, а кроме того, более чем 1666 рублей в месяц с него не снимут при любом количестве поездок.

А где-нибудь за границей такое реализовано?
Сколько ездил по городам Европы - везде зоопарки билетов один другого причудливее.

А как же доход от просроченых и размагниченных проездных?

Не думаю, что это значимая величина.
И уж всяко она будет скомпенсирована прекращением расходов на поддержание системы 666 типов билетов.

А можно не заниматься социальной революцией, а постепенно вытеснять пользователей на нужные типы транспотрных карт правильной ценовой политикой. Чем видимо сейчас Дептранс и занимается индексируя цены не на все виды карт.
Молодежь вечно торопиться.

и какие виды карт нужные?

что молодежь делает?

Митяй, исправь плиз в тексте 90-поездочные на "90-минутные". Запутывает ;))

а это и на плакатах у киосков так же перепутано было "90-поздоечный безлимитный"

Edited at 2015-01-28 07:12 am (UTC)

а зачем? так же будут оптимизированы расходы пассажиров...

То же мне Америку открыл, эта хотелка была очевидна ещё когда Тройку только анонсировали. Более того, её одно время и обещали как "умный билет", но у нас всё как всегда.

на мой взгляд, чтобы сделать тройку эффективной, на нее надо прикрутить автоматический пересчет (по-моему, про это писали с самого начала, когда ее ввели,что скоро будет). либо возможность записывать на нее один - два разных проездных. к примеру НОТ + метро.

Это уже есть.
У меня там именно Е+ТаТ.


Я точно не знаю, какой был механизм расчетов на банковской карте, но со стороны пользователя это выглядело так - в течение месяца в личном кабинете поездки отображались почти в реальном времени, но с нулевой ценой. Месяц закрывался, через несколько дней выставлялся счет с учетом прогрессивной скидки. Но Беседин тогда сильно возмущался тем фактом, что метро деньги получает с отсрочкой.
А нынешние тарифы по банковским картам лишили их всякого смысла. Лично мне проще купить Тройку и записать на нее 60 единых и 60 ТАТ.

Edited at 2015-01-28 08:48 am (UTC)

а в НОТ что будет списываться?
во времена оны мне ситуацию записано "10+10" поездки 6 метро+5 НОТ, в результате на карте 0+9ТАТ объясняли что "первым списывается первый записанный"

Ща критиковать буду.
По первому обзацу: не учтена частота встречи этих самых "многих случаев", не думаю, что товарищей, ездящих только на метро столько же, сколько только на НОТ.
Затем: ты сначала критикуешь систему, а вместо решения предлагаешь просто узаконить её электрическим способом.
Кстати, я тоже как-то об этом думал, но любая идея привязки скидки к числу уже сделанных в месяц поездок обламывается на том, что 60-поездочник дешевле. Собственно я с проявлением многопоездочников на 90 дней отказался от от карточки, т.к. она была невыгодна. А вот если привязывать цены сразу к цене 60 поездочника, то получится, что тов. откатает 20 поездок в месяц, а в следующем кататься не будет. Без электричества он бы купил 20 поездок и заплатил бы больше. Т.е. нам для верной тарификации приходится учитывать частоту поездок за некий период (желательно 3 месяца) и если частота подходит под 60 поездочные, то снимать деньги по ним. Кстати, я уже не помню как, но при некотором алгоритме у меня получалось, что выгоднее было поездки метро+нот учитывать не по 90 минут, а по отдельности, тогда скидка копилась быстрее, но это было при большом количестве поездок.

а накуа нужна матрица в КАРТОЧКЕ?
Матрица в валидаторе, он спрашивает про поездки, всё рассчитывает и запихивает обратно.
Или если "валидатору не верим" - то карточка спрашивает про матрицу, ей всё таки нужны всего 2 или 3 ячейки типа исходной 49-12-21 и новых 49-12-22 или 49-13-21. Причём исходную - полученную ранее можно хранить в карточке. И тогда запрашивать 3: 50-12-21,49-13-21,49-12-22
Проблем то.

Ну кроме того что в ДТ и МГТ сидят идиоты. Ну или вернее не только идиоты, но и придумывающие как в первую очередь себе украсть.

На мой взгляд, недостаток нынешней системы в отсутствии "универсального" проездного билета, объединяющего билет на единичную поездку на любом транспорте и поездку на 90-минут. Точнее он есть на "Тройке" в ее нынешнем виде, но без скидок от суммы, которую ты внес.
То есть сделать, например, билет "универсальный 2000" (2000 рублей) с тарификацией как у 60 поездочных "элементарных" проездных.
По-крайней мере, тут не нужны хитрые алгоритмы, непонятные большинству потребителей. Самое сложное здесь, что делать с крайней поездкой.

У меня в голове ранее крутилась одна идея, если её объединить с вашей, то идеальная (как бы) система оплаты в текущей тарификации будет выглядеть так: человек закидывает единовременно на тройку сумму денег большую или равную безлимитному проездному за это чел на срок действия этого проездного получает тарификацию по тарифам как у 60 поездочников с автоматическими 90 минутами, как сейчас у тройки. Далее главная фича: если чел в успел выкатать всю сумму в срок, то снятие денег до окончания срока прекращается. А если не выкатал, то после окончания срока тарификация становится обычной.
Решение не универсальное, т.к. не подойдет тем, кто выкатывает 60 роездочный за время близкое к 90 дням, т.е среднечкам. А часто и редко катающиеся окажутся в плюсе.

Когда анонсировали Тройку тоже подумал, что было бы круто, если бы она автоматически определяла выгодные условия для пассажира.
Но самая главная сложность - это, как писали выше, расчетный период, за который мы смотрим поездки. Мне, например, 60 поездок хватает на полтора месяца. За месяц я откатаю 40, и в этом интервале у меня спишется единый на 40 поездок, и 1 поездка получится 27 рублей вместо 20.
Следовательно, если мы действительно хотим уменьшить расходы юзеров, то после каждой поездки надо считать выгодную комбинацию билетов, т.к. после 3 месяцев мне выгоднее два билета по 60 поездок, а не проездной на 3 месяца.
Лондонский ойстер умеет такое делать только для одного дня. На тройке для одного дня тоже, думаю, можно без проблем сделать.
КМК дептранс в итоге должен прийти к следующему: постепенно уравнять стоимость автобуса и метро (сделать можно за несколько лет), исчезнет целый доп билет. Далее стандартно, как в европах, месячный (трехмесячный или годовой) проездной, должен быть выгоднее билета по поездкам. Без воплей это можно сделать также за несколько лет, если не поднимать на проездной цену, а на поездки поднимать.

расходы юзеров снизить никто не хочет, я думаю. максимум, что хотят сделать - упростить систему оплаты и перевести большую часть народа на многопоездочные.

А если бы безлимитный на год не стоил таких конских денег, и не нужно было бы запариваться расчетами. Я сейчас не помню точных тарифов, но в начале нулевых годовой безлимит на метро был очень недорог в пересчете на одну поездку в режиме "на работу - с работу 5 дней в неделю" по сравнению с единичными поездками и проездными на календарный месяц, плюс его покупали обычно в конце предыдущего года, что тоже давало небольшую экономию. Выгода была видна, что называется, невооруженным глазом. При нынешней цене годовой безлимитки, даже если НОТ нужен, невольно начинаешь считать, и получается, что выгода от нее настолько несущественна, что проще покупать по 60 поездок и экономически и психологически. Тем более, наверняка много таких пассажиров наземки, которые едут на том, что первое подошло - трамвай так трамвай (или автобус, или рогатый), маршрутка так маршрутка. В последней толку от проездного никакого.

?

Log in

No account? Create an account