?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Почему никто не любит трамвай?
я
anderson_mike


Все мы знаем, что лучший магистральный вид НГПТ - это трамвай. Он обладает наибольшей провозной способностью, скоростью, независимостью от пробок, наименьшей себестоимостью поездки и так далее.

Тем не менее, большинство людей и почти все чиновники трамвай не любят, радуются закрытиям, не хотят строить новые линии и системы. Почему так?

Коротко: дело в том, что хороший трамвай намного лучше хорошего автобуса, но плохой трамвай - намного хуже плохого автобуса. А большинство трамвайных систем в постсоветских государствах сейчас - плохие, либо очень плохие.

Вот и получается, что заменяя очень плохой трамвай очень плохим автобусом, город получает заметное улучшение качества транспорта здесь и сейчас. Правда, при этом шансы на развитие этого транспорта в долгосрочной перспективе резко падают, но это как правило никого не волнует. На долгие десятилетия город становится обречен на сраные пазики, но зато сегодня и сейчас пазики - это намного лучше, чем еле ползущее по остаткам рельсов разбитое корыто.

Но почему так? Какие причины? Вот какие:

1. Условия движения в городе изменились, а трамвай - нет. 30 лет назад трамвай на совмещенке мог отлично работать, но не теперь.

2. На трамвае, как на перспективном виде транспорта, лет 80 назад был поставлен крест. Поэтому достаточно сил на его развитие не тратилось. Отсюда устаревшие технологии: отвратительные трамвайные рельсы, стрелки, крестовины, конструкции тележек и вагонов, и проч. Буквально несколько лет назад идея "а давайте просто положим обычные железнодорожные рельсы и шпалы, и сделаем хоть какие-то посадочные площадки" воспринималась как прорыв, а ее реализация на одном маршруте - как большая победа!

3. Нетривиальное: долговечность и живучесть трамвая. Да, зачастую именно в этом причина его упадка! Вы можете не обновлять рельсы, провода и вагоны 50 лет. Серьезно, без шуток! 50 лет можно вообще ничего не делать!

Трамвай с каждым десятилетием будет ходить все хуже и хуже, но он будет ходить! Ситуация будет ухудшаться очень постепенно, и восприниматься это будет как естественное отмирание устаревшего вида транспорта. Ничего подобного с автотранспортом делать нельзя. Никому даже в голову не придет 50 лет не чинить дороги и не обновлять подвижной состав автобуса. А с трамваем - запросто! И жители довольны: проезд не так сильно дорожает, ведь в его стоимость не закладывается никакое серьезное обновление.

Через 50 лет вы обнаружите, что никаких денег, которые вы сейчас можете достать, даже близко не хватит, чтобы разом обновить ту инфраструктуру, которую вы проедали 50 лет. Что остается? Закрыть трамвай, заасфальтировать рельсы, пустить автобусы (или просто дождаться, когда по этому асфальту "сами собой" поедут маршрутки). И горожане снова будут вам благодарны! Потому что даже самая убогая маршрутка лучше, чем трамвай, с которым ничего не делали 50 лет.

Т.е. буквально: взяли трамвай - и проели. С удовольствием.

4. Просто и банально: коммерческий сговор, коррупция. Чтобы привести пассажиров в маршрутку, надо закрыть трамвай. Ну, взяли - и закрыли.

5. Попилы-откаты. Пилить на автобусах, которые надо обновлять раз в 5-10 лет, проще, удобнее и приятнее.

6. Общие проблемы муниципального транспорта. Во многих наших городах ГЭТ - основа ОТ в целом, и именно трамвай сильнее всего пострадал от новой русской экономики: приватизации прибылей и национализации убытков. Про конкуренцию с маршрутками будет отдельный пост.

7. Банальное: уничтожение инфраструктуры ОТ ради автомобилизации. После того, как обычную улицу расширили и/или перестроили в недохайвей, автобус и троллейбус, как правило, еще как-то сохраняются, а трамвайные пути, как правило же, выдирают.

8. Деградация маршрутной сети. Трамвай ходит не там, где в этом есть смысл, а там, где еще остались рельсы.

9. Вследствие вышеперечисленного - падение пассажиропотока ниже величины, когда трамвай экономически оправдан.

10.Политика. Многие линии в Москве, например, были сняты просто так, без какой бы то ни было рациональной причины, и заменены на троллейбус, реже автобус. Просто потому, что трамвай "плохой" и "устаревший", и "все это знают".

Список, наверное, неполон (чот я устал и пойду посплю), но общее представление даёт.

Ну и, коротко, что делать:

В Москве все пока достаточно хорошо. Трамвай существует вполне уверенно, и довести его до адекватного потребностям города состояния мы без сомнений можем своими силами. Нужно вот что:
1) Обновить инфраструктуру. Там, где для этого нужна политическая воля (напр., для обособлений) - надо ее проявить, где нужно немного денег (напр., купить нормальные стрелки и построить платформы везде, где надо) - дать эти деньги.
2) Достроить запланированные к постройке и восстановлению линии. Не к 2229 году, а в ближайшее время.
3) Сделать так, чтобы уважаемые коллеги из НИИ Генплана включили трамвай в этот самый генплан нормально, как магистральный НГПТ, а не так, как он включен туда сейчас. В городе достаточно широкая ниша для трамвая, много коридоров, где он объективно нужен. Там надо предусмотреть трамвайные линии.
4) Спроектировать и построить и эти линии.
5) Все прочие мелочи, типа обновления ПС, решатся "сами собой", в рабочем порядке.

Все это, в принципе, вполне реально. Деньги у города есть в более чем достаточном количестве, умение проводить в жизнь сложные и тяжелые проекты - тоже.

В провинции - хуже. Тут своими силами, как правило, ничего не сделать. Нужна государственная программа поддержки развития транспорта в российских городах. А для этого - нужно понимание на самом высшем уровне, что город - это и есть транспорт в первую очередь, и никакого развития городов без транспорта не будет. А при нынешней системе финансирования самостоятельно города это всё не потянут, и обречены на стагнацию или схлопывание в пазики.

Ну и вот вам еще лекция про историю трамвая, если кто не видел.



  • 1

Имхо глобально именно современная притягательная городская среда, хайтек общественный транспорт, логистика, переработка мусора и капелька техновоенки являются теми сферами, которые дают отдачу в наше время.
Как ни абсурдно звучит, при нехватке бюджета - его надо сокращать. Особенно стройки, дороги и аграриев. Людей увольнять. Военку резать, но с исключениями. А расходы на "трамваи и велодорожки" - увеличивать.
Мое мнение именно как экономиста без всяких личных симпатий к урбанистике. В этом уверен абсолютно. Это для притока доходов нужно делать. А не делают, ибо дураки во власти сидят. И незачем искать тут сложные конструкции.


А расходы на "трамваи и велодорожки" - увеличивать.
Вот не стоит смешивать в одну кучу мух с котлетами. От велодорожек польза примерно такая же как от олимпиад и мегастроек.

Edited at 2016-02-24 12:51 am (UTC)

Толстый жирный автомобилист тянет из бюджета кучу "мусорных" расходов на здравоохранение, да  еще и в валюте. Так что, независимо от обьемов перевозок - экономике полезно.


А если серьезно и по сути - то "трамваи и велодорожки" в той фразе означали качественную, удобную и притягательную для людей городскую среду, частью которой являются. С этим у нас швах, поэтому относительно легко можно получить большой экономический эффект. Своими силами.


вот велодорожки в москве - нахер не сдались.
ОТ, да, но у него есть огромная беда - он сильно не везде и сильно не всегда даже в Москве.
Да там где он "типа есть" - ну в общем 15 минут ожидания от Красной Сосны к метро это не катастрофа, это даже близко к "очень даже хорошо", но а) к этой остановке надо было ещё минут 10-15 идти, то есть от дома до НОТ "всего полчаса" б) в общем-то повезло. А то что там ходит штук 5 маршрутов, в том числе 90х которые типа "чаще чем раз в 5 минут" - почему-то не помогло.

Ну или отмена 95 рогатого с "типо заменой" на 79. Ну 79й как ходил с интервалами 20+ так и ходит. А то что он ходит группами по 5 - МГТ наплевать. Ибо у них это "10 пар в час", а что его ждать полчаса - им пофиг. "Улучшили" блин :(

У нас тоже доулучшали. Оба ашан-маршрута ходят с интервалом более получаса. ИЧСХ для маршрута в Мегу пассажиропотока набирается как раз на эти самые 2 автобуса в час. А вот с 10 минутными интервалами автобусы ходили в мясо.

дык понастроили ещё.
то с Войковской ездили, а сейчас в Метрополис пешочком.

Это у вас понастроили, а у нас и в соседнем Тушино - нет.

А "увас" это где?

Они ещё бесплатными были и ходили прямо. А как стал ехать в полтора-два раза дольше и платным, сошёл на нет.

Ну в Митино маршрут из Меги пришёл уже будучи платным и пользовался приличным спросом. По выходным даже каталисмь укороты до Плашки, чтобы там можно было залезть.
Проблемы начались, когда Скании выкатали свой ресурс, а Мега за свои деньги покупать автобусы Мосгортрансу не захотела.

Везде где есть необходимость в перемещении одного человека на расстояние от 1 до 5 км -- велодорожки нужны. Я по себе сужу, субъективно.

велодорожки работают только с полного стаивания снега и до первого снегопада.
Если ооценить оптимистично - то это не более полугода с апреля по октябрь, минус все дни когда утром или вечером дождь, минус рельеф, минус трассы с выхлопом...
Сужу как ездивший этой зимой по парку - велосипед для Москвы это НЕ транспорт.

А учитывая количество дебилов на тротуарах - надо запрещать движение по троуарам, и выделение велодорожек если троуар уже 5 метров.

С апреля по октябрь - это скорее где-нибудь в более теплых Вене или Нью-Йорке, как показало моё небольшое исследование. А в Хельсинки и Москве сезон массового использования велосипедов где-то с мая по сентябрь. Уже в октябре число пользователей Велобайка упало в 3-4 раза.

дык то оптимистично :)
думаю что получается порядка 50-90 велодней в году

Езжу четвёртую зиму подряд, не могу с вами согласиться.
В Воронеже, к примеру, в этом году тротуары от наледи не чистили, давайте тогда и тротуары запретим, ими можно нормально пользоваться с апреля по октябрь, остальное время там буераки ледяные или грязевые.
Ещё больше мне нравятся пляжи, ими ведь вообще 3 месяца в году пользоваться можно, а в них деньги какие выкидывают. закрыть пляжи. И т.д.
Устал уже тыкать на опыт Канады, Финляндии и прочих Скандинавий, что-то у них там все массово зимой не пересаживаются с велосипедов на автобусы.
А лифт, кстати, используют только утром и вечером, днём все на работе, а ночью все спят. ;)

  • 1