?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Почему никто не любит трамвай?
я
anderson_mike


Все мы знаем, что лучший магистральный вид НГПТ - это трамвай. Он обладает наибольшей провозной способностью, скоростью, независимостью от пробок, наименьшей себестоимостью поездки и так далее.

Тем не менее, большинство людей и почти все чиновники трамвай не любят, радуются закрытиям, не хотят строить новые линии и системы. Почему так?

Коротко: дело в том, что хороший трамвай намного лучше хорошего автобуса, но плохой трамвай - намного хуже плохого автобуса. А большинство трамвайных систем в постсоветских государствах сейчас - плохие, либо очень плохие.

Вот и получается, что заменяя очень плохой трамвай очень плохим автобусом, город получает заметное улучшение качества транспорта здесь и сейчас. Правда, при этом шансы на развитие этого транспорта в долгосрочной перспективе резко падают, но это как правило никого не волнует. На долгие десятилетия город становится обречен на сраные пазики, но зато сегодня и сейчас пазики - это намного лучше, чем еле ползущее по остаткам рельсов разбитое корыто.

Но почему так? Какие причины? Вот какие:

1. Условия движения в городе изменились, а трамвай - нет. 30 лет назад трамвай на совмещенке мог отлично работать, но не теперь.

2. На трамвае, как на перспективном виде транспорта, лет 80 назад был поставлен крест. Поэтому достаточно сил на его развитие не тратилось. Отсюда устаревшие технологии: отвратительные трамвайные рельсы, стрелки, крестовины, конструкции тележек и вагонов, и проч. Буквально несколько лет назад идея "а давайте просто положим обычные железнодорожные рельсы и шпалы, и сделаем хоть какие-то посадочные площадки" воспринималась как прорыв, а ее реализация на одном маршруте - как большая победа!

3. Нетривиальное: долговечность и живучесть трамвая. Да, зачастую именно в этом причина его упадка! Вы можете не обновлять рельсы, провода и вагоны 50 лет. Серьезно, без шуток! 50 лет можно вообще ничего не делать!

Трамвай с каждым десятилетием будет ходить все хуже и хуже, но он будет ходить! Ситуация будет ухудшаться очень постепенно, и восприниматься это будет как естественное отмирание устаревшего вида транспорта. Ничего подобного с автотранспортом делать нельзя. Никому даже в голову не придет 50 лет не чинить дороги и не обновлять подвижной состав автобуса. А с трамваем - запросто! И жители довольны: проезд не так сильно дорожает, ведь в его стоимость не закладывается никакое серьезное обновление.

Через 50 лет вы обнаружите, что никаких денег, которые вы сейчас можете достать, даже близко не хватит, чтобы разом обновить ту инфраструктуру, которую вы проедали 50 лет. Что остается? Закрыть трамвай, заасфальтировать рельсы, пустить автобусы (или просто дождаться, когда по этому асфальту "сами собой" поедут маршрутки). И горожане снова будут вам благодарны! Потому что даже самая убогая маршрутка лучше, чем трамвай, с которым ничего не делали 50 лет.

Т.е. буквально: взяли трамвай - и проели. С удовольствием.

4. Просто и банально: коммерческий сговор, коррупция. Чтобы привести пассажиров в маршрутку, надо закрыть трамвай. Ну, взяли - и закрыли.

5. Попилы-откаты. Пилить на автобусах, которые надо обновлять раз в 5-10 лет, проще, удобнее и приятнее.

6. Общие проблемы муниципального транспорта. Во многих наших городах ГЭТ - основа ОТ в целом, и именно трамвай сильнее всего пострадал от новой русской экономики: приватизации прибылей и национализации убытков. Про конкуренцию с маршрутками будет отдельный пост.

7. Банальное: уничтожение инфраструктуры ОТ ради автомобилизации. После того, как обычную улицу расширили и/или перестроили в недохайвей, автобус и троллейбус, как правило, еще как-то сохраняются, а трамвайные пути, как правило же, выдирают.

8. Деградация маршрутной сети. Трамвай ходит не там, где в этом есть смысл, а там, где еще остались рельсы.

9. Вследствие вышеперечисленного - падение пассажиропотока ниже величины, когда трамвай экономически оправдан.

10.Политика. Многие линии в Москве, например, были сняты просто так, без какой бы то ни было рациональной причины, и заменены на троллейбус, реже автобус. Просто потому, что трамвай "плохой" и "устаревший", и "все это знают".

Список, наверное, неполон (чот я устал и пойду посплю), но общее представление даёт.

Ну и, коротко, что делать:

В Москве все пока достаточно хорошо. Трамвай существует вполне уверенно, и довести его до адекватного потребностям города состояния мы без сомнений можем своими силами. Нужно вот что:
1) Обновить инфраструктуру. Там, где для этого нужна политическая воля (напр., для обособлений) - надо ее проявить, где нужно немного денег (напр., купить нормальные стрелки и построить платформы везде, где надо) - дать эти деньги.
2) Достроить запланированные к постройке и восстановлению линии. Не к 2229 году, а в ближайшее время.
3) Сделать так, чтобы уважаемые коллеги из НИИ Генплана включили трамвай в этот самый генплан нормально, как магистральный НГПТ, а не так, как он включен туда сейчас. В городе достаточно широкая ниша для трамвая, много коридоров, где он объективно нужен. Там надо предусмотреть трамвайные линии.
4) Спроектировать и построить и эти линии.
5) Все прочие мелочи, типа обновления ПС, решатся "сами собой", в рабочем порядке.

Все это, в принципе, вполне реально. Деньги у города есть в более чем достаточном количестве, умение проводить в жизнь сложные и тяжелые проекты - тоже.

В провинции - хуже. Тут своими силами, как правило, ничего не сделать. Нужна государственная программа поддержки развития транспорта в российских городах. А для этого - нужно понимание на самом высшем уровне, что город - это и есть транспорт в первую очередь, и никакого развития городов без транспорта не будет. А при нынешней системе финансирования самостоятельно города это всё не потянут, и обречены на стагнацию или схлопывание в пазики.

Ну и вот вам еще лекция про историю трамвая, если кто не видел.



  • 1
Что-то от поста бусловщиной повеяло. Где оригинальная манера с обкладыванием всех хуями?
И ещё. Мне вот только одна вещь интересна, почему у сраных буржуев на совмещёнке травмай нормально ездит, а у нас ВНЕЗАПНО не работает?

потому что у них - НОТ по какой-то странной причине ходит по улицам, а у нас - только "по расписанию", а на улицах с ним сильно хуже.

Ограничение скорости, чтобы не сбить случайно выскочившую впереди на совмещёнку машинку, из-за чего встанет линия. У буржуев, думаю, такой вопрос решается быстро и однозначно.

(Deleted comment)
Ну ограничения скорости у них по факту нету, сам как-то ехал на трамвае, который летел 65 км/ч, при том, что в европах в городах больше 50 как бы нельзя. Насчёт быстроты решения вопроса, там полиция заметно быстрее умудряется появляться, не знаю как им это удаётся. Ну и т.н. европротокол, по которому можно оформить мелкое ДТП без всяких ментов.

Я думаю, у них за нарушения жопу дерут, а у нас на лапу берут.

Брать на лапу - это тоже метод принуждения к порядку, никому не хочется просто так расставаться с деньгами. Фактически от обычного штрафа "на лапу" отличается только получателем денег.

У них нет избыточного автомобилепользования и пробок, в которых будет стоять и трамвай + у водителей есть понимание, что если они встанут на пути трамвая, им вставят по самое не могу или трамвай, или дорожные полицейские/камеры с вероятностью ~100%. Ну и плюс там уже не первое поколение автомобилистов и соответственно другая ступень культуры вождения, когда автомобиль уже не фетиш и не способ самовыражения "я на тачке и я здесь главный".

Но, кстати, как раз в Европе много где трамвай посередине проезжей части обособляют хотя бы поребриком. В Будапеште, например. У нас так сделали в Перми.

Обособляют по возможности почти везде, однако совмещённых участков там никто не боится и они в большинстве своём не портят движуху. А у нас маленький кусок совмещёнки и привет. По поводу боязни штрафов - сомневаюсь. Я видел 2 пробки в Мюнхене, такой же бардак образуется, как и у нас. В одной из них участвовал трамвай, так стоял со всеми как миленький. Там что-то хитрее придумали, ибо пробки ещё надо поискать.

Так там ограничивают внутригородское автомобилепользование платной парковкой и стимулируют пользоваться ОТ вместо автомобиля человекоориентированием оного ОТ, нет?..

Да я не сказал бы, чтобы ОТ был как-то уж слишком человекоориентированным. В принципе те же трамвайчики с автобусиками караются по улочкам. В метро по нашим меркам интервалы вообще конские. Другое дело, что там в принципе пешеходу передвигаться потгородам норм, что про российские города сказать сложно. Мне от подъезда до метро 200 метров, но чтобы их пройти надо сначала преодолеть маленький кусочек по внутриквартальной проезжей части, что утром сопровождается уворачиванием от машин, т.к. тротуарчика там нет. ну я-то наглый и знаю, что по ПДД я могу хоть плясать посреди внутриквартальных проездов, а другие реально шарахаются. Затем надо спуститься по лесенке, которая может быть обледенелой, пройти по тропинке, выложенной собянинской плиткой, которую затапливает, когда снег тает. Что будет весной - непоняно, т.к. обходить по окружающему льду не получится, а вокруг тропки лужи будут ещй больше, т.к. у нас грунты глинистые и воду не поглощают. Плюс сама тропинка почему-т ведёт не ко входу в метро, а ко входу в магазин около него. Из-за этого у нас появилась альтернативная просто протоптанная тропа напрямик. Т.е. даже такую хрень, как прямую дорожку через газончик у нас осилить не могут. Да и если мне вдруг нужно на автобус, я перехожу дорогу в неположенном месте, т.к. альтернатива - переход через вход в метро, либо идти на другую остановку. В общем всякой фигни по мелочи, с котророй не сталкиваешься, когда ездишь на машине, стоящей прямо у подъезда, у нас довольно много, а это косвенно влияет на любовь к НОТ, т.к. пешие прогулки при его использовании неизбежны.

Ну так в Мюнхене с парковкой - офигенно.
не, если встать в центре на улице - то полицай в 3 минуты гарантирован. Другое дело, что он в 1ю очередь влючит мозг, увидит туриста и направит на парковку.
Правда если попробовать поговорит типа "да через минуту, командир - ща выйдут и уеду" -то он потерпит и подождёт, но ооочень недолго. не более обещанной минуты :) А дальше если он достал бланки - то писец котёнку.
Зато многоэтажек - море. от Е2,40 час до Е8,20 день.

Потому что у них не такое воспитание, при котором в голову вообще может прийти мысль отмахиваться от соблюдения закона фразами про финансовые взаимоотношения со страховой.

  • 1