?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Почему никто не любит трамвай?
я
anderson_mike


Все мы знаем, что лучший магистральный вид НГПТ - это трамвай. Он обладает наибольшей провозной способностью, скоростью, независимостью от пробок, наименьшей себестоимостью поездки и так далее.

Тем не менее, большинство людей и почти все чиновники трамвай не любят, радуются закрытиям, не хотят строить новые линии и системы. Почему так?

Коротко: дело в том, что хороший трамвай намного лучше хорошего автобуса, но плохой трамвай - намного хуже плохого автобуса. А большинство трамвайных систем в постсоветских государствах сейчас - плохие, либо очень плохие.

Вот и получается, что заменяя очень плохой трамвай очень плохим автобусом, город получает заметное улучшение качества транспорта здесь и сейчас. Правда, при этом шансы на развитие этого транспорта в долгосрочной перспективе резко падают, но это как правило никого не волнует. На долгие десятилетия город становится обречен на сраные пазики, но зато сегодня и сейчас пазики - это намного лучше, чем еле ползущее по остаткам рельсов разбитое корыто.

Но почему так? Какие причины? Вот какие:

1. Условия движения в городе изменились, а трамвай - нет. 30 лет назад трамвай на совмещенке мог отлично работать, но не теперь.

2. На трамвае, как на перспективном виде транспорта, лет 80 назад был поставлен крест. Поэтому достаточно сил на его развитие не тратилось. Отсюда устаревшие технологии: отвратительные трамвайные рельсы, стрелки, крестовины, конструкции тележек и вагонов, и проч. Буквально несколько лет назад идея "а давайте просто положим обычные железнодорожные рельсы и шпалы, и сделаем хоть какие-то посадочные площадки" воспринималась как прорыв, а ее реализация на одном маршруте - как большая победа!

3. Нетривиальное: долговечность и живучесть трамвая. Да, зачастую именно в этом причина его упадка! Вы можете не обновлять рельсы, провода и вагоны 50 лет. Серьезно, без шуток! 50 лет можно вообще ничего не делать!

Трамвай с каждым десятилетием будет ходить все хуже и хуже, но он будет ходить! Ситуация будет ухудшаться очень постепенно, и восприниматься это будет как естественное отмирание устаревшего вида транспорта. Ничего подобного с автотранспортом делать нельзя. Никому даже в голову не придет 50 лет не чинить дороги и не обновлять подвижной состав автобуса. А с трамваем - запросто! И жители довольны: проезд не так сильно дорожает, ведь в его стоимость не закладывается никакое серьезное обновление.

Через 50 лет вы обнаружите, что никаких денег, которые вы сейчас можете достать, даже близко не хватит, чтобы разом обновить ту инфраструктуру, которую вы проедали 50 лет. Что остается? Закрыть трамвай, заасфальтировать рельсы, пустить автобусы (или просто дождаться, когда по этому асфальту "сами собой" поедут маршрутки). И горожане снова будут вам благодарны! Потому что даже самая убогая маршрутка лучше, чем трамвай, с которым ничего не делали 50 лет.

Т.е. буквально: взяли трамвай - и проели. С удовольствием.

4. Просто и банально: коммерческий сговор, коррупция. Чтобы привести пассажиров в маршрутку, надо закрыть трамвай. Ну, взяли - и закрыли.

5. Попилы-откаты. Пилить на автобусах, которые надо обновлять раз в 5-10 лет, проще, удобнее и приятнее.

6. Общие проблемы муниципального транспорта. Во многих наших городах ГЭТ - основа ОТ в целом, и именно трамвай сильнее всего пострадал от новой русской экономики: приватизации прибылей и национализации убытков. Про конкуренцию с маршрутками будет отдельный пост.

7. Банальное: уничтожение инфраструктуры ОТ ради автомобилизации. После того, как обычную улицу расширили и/или перестроили в недохайвей, автобус и троллейбус, как правило, еще как-то сохраняются, а трамвайные пути, как правило же, выдирают.

8. Деградация маршрутной сети. Трамвай ходит не там, где в этом есть смысл, а там, где еще остались рельсы.

9. Вследствие вышеперечисленного - падение пассажиропотока ниже величины, когда трамвай экономически оправдан.

10.Политика. Многие линии в Москве, например, были сняты просто так, без какой бы то ни было рациональной причины, и заменены на троллейбус, реже автобус. Просто потому, что трамвай "плохой" и "устаревший", и "все это знают".

Список, наверное, неполон (чот я устал и пойду посплю), но общее представление даёт.

Ну и, коротко, что делать:

В Москве все пока достаточно хорошо. Трамвай существует вполне уверенно, и довести его до адекватного потребностям города состояния мы без сомнений можем своими силами. Нужно вот что:
1) Обновить инфраструктуру. Там, где для этого нужна политическая воля (напр., для обособлений) - надо ее проявить, где нужно немного денег (напр., купить нормальные стрелки и построить платформы везде, где надо) - дать эти деньги.
2) Достроить запланированные к постройке и восстановлению линии. Не к 2229 году, а в ближайшее время.
3) Сделать так, чтобы уважаемые коллеги из НИИ Генплана включили трамвай в этот самый генплан нормально, как магистральный НГПТ, а не так, как он включен туда сейчас. В городе достаточно широкая ниша для трамвая, много коридоров, где он объективно нужен. Там надо предусмотреть трамвайные линии.
4) Спроектировать и построить и эти линии.
5) Все прочие мелочи, типа обновления ПС, решатся "сами собой", в рабочем порядке.

Все это, в принципе, вполне реально. Деньги у города есть в более чем достаточном количестве, умение проводить в жизнь сложные и тяжелые проекты - тоже.

В провинции - хуже. Тут своими силами, как правило, ничего не сделать. Нужна государственная программа поддержки развития транспорта в российских городах. А для этого - нужно понимание на самом высшем уровне, что город - это и есть транспорт в первую очередь, и никакого развития городов без транспорта не будет. А при нынешней системе финансирования самостоятельно города это всё не потянут, и обречены на стагнацию или схлопывание в пазики.

Ну и вот вам еще лекция про историю трамвая, если кто не видел.



  • 1
Ну как бы Питерская 100-ка что ли. Да и тушинский 6 тоже вполне ок.

про 100й не в курсе.
а у 6ки интервалы по 15+ минут уже победили?
Или она всё так и ходит 2-3-4 вместе раз в 15 минут?
А по выходным? Хотя именно про 6й я хз, ибо не имею столько лишнего времени, чтобы пытаться доехать с Динамо или Щуки до Тушино на НОТ.
В Строгино трамваи ходят, пользуюсь, но нужный номер - надо ждать 10-20 минут.
ЧСХ - ровно так же как и в конце 90х-начале нулевых.
Ну разве что вместо Татр ходят КТМы которые шумнее и изредка попадаются Песы которые чуть лучше :)
Правда с лета Пес уже могло стать больше. Но в целом - за 15 лет НОТ как был довольно плохой, так и остался :(
Замена 667 на "с типо кондеем" никакого глобального улучшения не дала, ибо на остановке то ни кондея, ни печки :(

ЗЫ. 6, 17 итд - это мне не близко. И потому мне пофиг, как оно там, где меня нет. А вот автобусы 22, 72, 82, 105, 175, 727, рогатые 29 и 42 ходящие раз в 20-60 минут - это как раз близко. У некоторых даже расписание есть, но это не помогает, потому что они могут просто не пойти. Причём по версии МГТ это "минимальное отклонение от расписания" :)

У 6-ки даже в выходные - 7 минут.
И она реально так ходит, да.

Офигенно, чо :) Буду там - надо будет посмотреть.
Уже есть второй нормальный маршрут. Всего за 5 лет. Такими темпами глядишь году к 2040-2050му в Москве появится около 30 маршрутов которые можно назвать Транспортом.

А вечером после 22х 6ка тоже ходит? 17й в этом принципиально отличается от 90% остального тем, что ходит :)

Мы делаем новые расписания для всей краснопресненской сети.

Сначала выходные (21-го ввели), через пару недель будни.

Будет охуенно.

вау! бум ждать

PS
а 727 когда будет ходить с интервалами не более 10 минут?
аналогичный вопрос про остальной


Edited at 2016-02-24 04:21 pm (UTC)

трудно сказать.
С трамваем сначала разберемся.
Тут эффект на единицу вложенных усилий максимален.

(Deleted comment)
А другие сети недостойны, постоянно вижу два 38 подряд на развороте у метро Пролетарская. И 35, 47, 49, 47к ходящие парами.

Планируется это расписание (хотя бы для вечернего времени когда интервалы становятся 20 минут вместо 10) на остановках вывешивать?
Да, от Сокола вечером отправление хорошо получилось - в районе 22:40 (для 6,15,23,28) - 22:36 22:40 22:40 22:42 и далее аналогично через каждые двадцать минут.

дык для МГТ интервалы 1-1-1-1-1-55 это "средний 10 минут" = "всё замечательно"
А потом вам и мне они высказывают чем это вы недовольны? - дофига же трамваев ходит!
Пока не будет оценки по МАКСИМАЛЬНОМУ интервалу, и на отсановках не начнут писать именно максимальный - толку не будет :(

Поправим еще.
Сразу не все получается.

Первый раз вижу что бы в Строгино трамваи ходили так редко. Я даже после 23:00 уезжаю без проблем. Бывало и после полуночи ездил.

зависит от места и того какой маршрут нужен :)
Вполне обычно что пока стоишь мимо пройдёт один а то и несколько "ненужных".
Ну и например от Солнечного ветра или Ибицы к Щуке уехать СИЛЬНО проще чем с Таллинской к Соколу.

  • 1