?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Почему никто не любит трамвай?
я
anderson_mike


Все мы знаем, что лучший магистральный вид НГПТ - это трамвай. Он обладает наибольшей провозной способностью, скоростью, независимостью от пробок, наименьшей себестоимостью поездки и так далее.

Тем не менее, большинство людей и почти все чиновники трамвай не любят, радуются закрытиям, не хотят строить новые линии и системы. Почему так?

Коротко: дело в том, что хороший трамвай намного лучше хорошего автобуса, но плохой трамвай - намного хуже плохого автобуса. А большинство трамвайных систем в постсоветских государствах сейчас - плохие, либо очень плохие.

Вот и получается, что заменяя очень плохой трамвай очень плохим автобусом, город получает заметное улучшение качества транспорта здесь и сейчас. Правда, при этом шансы на развитие этого транспорта в долгосрочной перспективе резко падают, но это как правило никого не волнует. На долгие десятилетия город становится обречен на сраные пазики, но зато сегодня и сейчас пазики - это намного лучше, чем еле ползущее по остаткам рельсов разбитое корыто.

Но почему так? Какие причины? Вот какие:

1. Условия движения в городе изменились, а трамвай - нет. 30 лет назад трамвай на совмещенке мог отлично работать, но не теперь.

2. На трамвае, как на перспективном виде транспорта, лет 80 назад был поставлен крест. Поэтому достаточно сил на его развитие не тратилось. Отсюда устаревшие технологии: отвратительные трамвайные рельсы, стрелки, крестовины, конструкции тележек и вагонов, и проч. Буквально несколько лет назад идея "а давайте просто положим обычные железнодорожные рельсы и шпалы, и сделаем хоть какие-то посадочные площадки" воспринималась как прорыв, а ее реализация на одном маршруте - как большая победа!

3. Нетривиальное: долговечность и живучесть трамвая. Да, зачастую именно в этом причина его упадка! Вы можете не обновлять рельсы, провода и вагоны 50 лет. Серьезно, без шуток! 50 лет можно вообще ничего не делать!

Трамвай с каждым десятилетием будет ходить все хуже и хуже, но он будет ходить! Ситуация будет ухудшаться очень постепенно, и восприниматься это будет как естественное отмирание устаревшего вида транспорта. Ничего подобного с автотранспортом делать нельзя. Никому даже в голову не придет 50 лет не чинить дороги и не обновлять подвижной состав автобуса. А с трамваем - запросто! И жители довольны: проезд не так сильно дорожает, ведь в его стоимость не закладывается никакое серьезное обновление.

Через 50 лет вы обнаружите, что никаких денег, которые вы сейчас можете достать, даже близко не хватит, чтобы разом обновить ту инфраструктуру, которую вы проедали 50 лет. Что остается? Закрыть трамвай, заасфальтировать рельсы, пустить автобусы (или просто дождаться, когда по этому асфальту "сами собой" поедут маршрутки). И горожане снова будут вам благодарны! Потому что даже самая убогая маршрутка лучше, чем трамвай, с которым ничего не делали 50 лет.

Т.е. буквально: взяли трамвай - и проели. С удовольствием.

4. Просто и банально: коммерческий сговор, коррупция. Чтобы привести пассажиров в маршрутку, надо закрыть трамвай. Ну, взяли - и закрыли.

5. Попилы-откаты. Пилить на автобусах, которые надо обновлять раз в 5-10 лет, проще, удобнее и приятнее.

6. Общие проблемы муниципального транспорта. Во многих наших городах ГЭТ - основа ОТ в целом, и именно трамвай сильнее всего пострадал от новой русской экономики: приватизации прибылей и национализации убытков. Про конкуренцию с маршрутками будет отдельный пост.

7. Банальное: уничтожение инфраструктуры ОТ ради автомобилизации. После того, как обычную улицу расширили и/или перестроили в недохайвей, автобус и троллейбус, как правило, еще как-то сохраняются, а трамвайные пути, как правило же, выдирают.

8. Деградация маршрутной сети. Трамвай ходит не там, где в этом есть смысл, а там, где еще остались рельсы.

9. Вследствие вышеперечисленного - падение пассажиропотока ниже величины, когда трамвай экономически оправдан.

10.Политика. Многие линии в Москве, например, были сняты просто так, без какой бы то ни было рациональной причины, и заменены на троллейбус, реже автобус. Просто потому, что трамвай "плохой" и "устаревший", и "все это знают".

Список, наверное, неполон (чот я устал и пойду посплю), но общее представление даёт.

Ну и, коротко, что делать:

В Москве все пока достаточно хорошо. Трамвай существует вполне уверенно, и довести его до адекватного потребностям города состояния мы без сомнений можем своими силами. Нужно вот что:
1) Обновить инфраструктуру. Там, где для этого нужна политическая воля (напр., для обособлений) - надо ее проявить, где нужно немного денег (напр., купить нормальные стрелки и построить платформы везде, где надо) - дать эти деньги.
2) Достроить запланированные к постройке и восстановлению линии. Не к 2229 году, а в ближайшее время.
3) Сделать так, чтобы уважаемые коллеги из НИИ Генплана включили трамвай в этот самый генплан нормально, как магистральный НГПТ, а не так, как он включен туда сейчас. В городе достаточно широкая ниша для трамвая, много коридоров, где он объективно нужен. Там надо предусмотреть трамвайные линии.
4) Спроектировать и построить и эти линии.
5) Все прочие мелочи, типа обновления ПС, решатся "сами собой", в рабочем порядке.

Все это, в принципе, вполне реально. Деньги у города есть в более чем достаточном количестве, умение проводить в жизнь сложные и тяжелые проекты - тоже.

В провинции - хуже. Тут своими силами, как правило, ничего не сделать. Нужна государственная программа поддержки развития транспорта в российских городах. А для этого - нужно понимание на самом высшем уровне, что город - это и есть транспорт в первую очередь, и никакого развития городов без транспорта не будет. А при нынешней системе финансирования самостоятельно города это всё не потянут, и обречены на стагнацию или схлопывание в пазики.

Ну и вот вам еще лекция про историю трамвая, если кто не видел.



  • 1
Не все направления столь неудобны. 28 и 31 трамвай в Щукино. Крайне не редко жду более 5 мин. Краспресненноское депо впринципе самое лучшее. Осталось только 6 маршрут обособить на улице свободы и придумать что нибудь со светофортами от Строгинского моста до м. Щукинская и будет просто сказка.

мне оно обычно надо летом утром сб или вск. И обратно вечером, правда не поздним.
Почему-то в 7 утра трамваи ходят между хреново и омерзительно :(

В 7 утра в выходные самый пик, вообще-т.
Из депо уже все вышли, а на обед еще не встали.

ну может у них что ломается каждый раз :)
я правда хз почему мне на Соколе по 20 минут стоять приходится.
Время вообще-то из этой же логики и подбиралось - что уже приехали и ещё не уехали.

Но там явно не 17й, который за 15 минут, что в 9-10 утра, что в 23 с копейками субботы по 2-3 в одну сторону проходит.

Вы, видимо, на остановках НГПТ впадаете в ступор и не замечаете проезжающие мимо вас объекты.

Иначе никак объяснить нельзя.

Есть вариант сильно проще, даже без пробок.
а. Мне нужен определённый трамвай, поэтому остальные - "не считаются"
б. он даже в час пик ходит целых 4, а то и 5 раз в час, если смотреть по версии пасс3.
в. выходной, утро так что он даже по версии пасс3 ходит раза 3 в час
г. лето, так что траспорт регулярно ходит через раз.

Вот и набегает 20-25 минут ожидания.

Аналогично остановке "Детская поликлиника" где вроде как есть 30+ трамвае в час, но при этом стоять 15 минут ожидая СВОЙ - более чем реально. Бо эти 30+ они от 6 маршрутов, пара из которых по 8.

Нет, совершенно точно установлено, что вы пропускаете проезжающие мимо вас автобусы или трамваи нужного маршрута, и садитесь только во 2-4 проехавший мимо.

Рекомендую обратиться к врачу.

угу, ожидая 727ой 10 минут с уставшим ребенком (5 до срока и 5 после) я его пропустил, хотя видел 22ой и маршрутку и пошёл 2 км пешком.

Собствено как результат того общения - теперь точно знаю что не пошедший в принципе автобус в 18-30 это "минимальное отклонение от расписания" :) и в графиках статистики - он генерится где-то в недрах софта МГТ

ЗЫ. После этой осени супруга активно осваивает руль, ибо в августе-сентябре ей внезапно стало грустно стоять и по полчаса с ребёнком ждать "минимально отклоняющиеся". До примерно августа её НОТ более-менее устраивал, ибо жопы с 727м не было, он ходил чётко по расписанию. А вот в то время за несколько недель жена 3-4 раза наткнулась на неприход и 40-45 минутное стояние на остановке. Собсно тогда ловить потому и стал.
НЯЗ - 727 сейчас снова ходит по расписанию, по крайней мере больше "дырок" не ловится. Зато
42рогатый потерял раз в час у него стало 3 вместо 4х.
82ой теперь 2 раза в час вместо 4х
72йо теперь 3 раза в час вместо 4х.
Если мне нужен один из них, и его приходится ждать 20+ минут - это я тоже пропускаю? :)

Да, пропускаете.
Т.е. просто не видите объекты вокруг себя.
Проблемы с концентрацией внимание, скорее всего.
Симптом - нехороший!

как я за рулём тогда не врезаюсь поминутно - ума не приложу :)

Кстати - можно развешать расписание на остановках если интервал больше 10-15 минут?
а то при 30 уже появилось, что есть хорошо, но этог мало.
При интервале 10 и менее - уже точно не надо.

А можно где нибудь увидеть максимальные РЕАЛЬНЫЕ интервалы движения например за вчера? Например по 79му троллю. В идеале по разделам 5-8, 8-12, 12-16,16-20, 20-01.
Ловить это по транснави - можно но довольно грустно.

И есть понимание - ЧТО 79й забывает на Беговой? или у вас там до сих пор диспетчерская и место для отдыха и обеда у водителей?

ЗЫ. Вот смотрю и вижу как переход на "тёмную сторону силы" влияет на точку зрения.
Теперь у вас "турникеты не мешают НОТ" :) Хотя вот совсем недавно успешно побеждали их в 17м. И прямо в комментах фото того что все ломятся в первый трамвай просто потому, что точно знают второй будет стоять и грузится ЕЩЁ 5-10 минут.

  • 1