?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Почему никто не любит трамвай?
я
anderson_mike


Все мы знаем, что лучший магистральный вид НГПТ - это трамвай. Он обладает наибольшей провозной способностью, скоростью, независимостью от пробок, наименьшей себестоимостью поездки и так далее.

Тем не менее, большинство людей и почти все чиновники трамвай не любят, радуются закрытиям, не хотят строить новые линии и системы. Почему так?

Коротко: дело в том, что хороший трамвай намного лучше хорошего автобуса, но плохой трамвай - намного хуже плохого автобуса. А большинство трамвайных систем в постсоветских государствах сейчас - плохие, либо очень плохие.

Вот и получается, что заменяя очень плохой трамвай очень плохим автобусом, город получает заметное улучшение качества транспорта здесь и сейчас. Правда, при этом шансы на развитие этого транспорта в долгосрочной перспективе резко падают, но это как правило никого не волнует. На долгие десятилетия город становится обречен на сраные пазики, но зато сегодня и сейчас пазики - это намного лучше, чем еле ползущее по остаткам рельсов разбитое корыто.

Но почему так? Какие причины? Вот какие:

1. Условия движения в городе изменились, а трамвай - нет. 30 лет назад трамвай на совмещенке мог отлично работать, но не теперь.

2. На трамвае, как на перспективном виде транспорта, лет 80 назад был поставлен крест. Поэтому достаточно сил на его развитие не тратилось. Отсюда устаревшие технологии: отвратительные трамвайные рельсы, стрелки, крестовины, конструкции тележек и вагонов, и проч. Буквально несколько лет назад идея "а давайте просто положим обычные железнодорожные рельсы и шпалы, и сделаем хоть какие-то посадочные площадки" воспринималась как прорыв, а ее реализация на одном маршруте - как большая победа!

3. Нетривиальное: долговечность и живучесть трамвая. Да, зачастую именно в этом причина его упадка! Вы можете не обновлять рельсы, провода и вагоны 50 лет. Серьезно, без шуток! 50 лет можно вообще ничего не делать!

Трамвай с каждым десятилетием будет ходить все хуже и хуже, но он будет ходить! Ситуация будет ухудшаться очень постепенно, и восприниматься это будет как естественное отмирание устаревшего вида транспорта. Ничего подобного с автотранспортом делать нельзя. Никому даже в голову не придет 50 лет не чинить дороги и не обновлять подвижной состав автобуса. А с трамваем - запросто! И жители довольны: проезд не так сильно дорожает, ведь в его стоимость не закладывается никакое серьезное обновление.

Через 50 лет вы обнаружите, что никаких денег, которые вы сейчас можете достать, даже близко не хватит, чтобы разом обновить ту инфраструктуру, которую вы проедали 50 лет. Что остается? Закрыть трамвай, заасфальтировать рельсы, пустить автобусы (или просто дождаться, когда по этому асфальту "сами собой" поедут маршрутки). И горожане снова будут вам благодарны! Потому что даже самая убогая маршрутка лучше, чем трамвай, с которым ничего не делали 50 лет.

Т.е. буквально: взяли трамвай - и проели. С удовольствием.

4. Просто и банально: коммерческий сговор, коррупция. Чтобы привести пассажиров в маршрутку, надо закрыть трамвай. Ну, взяли - и закрыли.

5. Попилы-откаты. Пилить на автобусах, которые надо обновлять раз в 5-10 лет, проще, удобнее и приятнее.

6. Общие проблемы муниципального транспорта. Во многих наших городах ГЭТ - основа ОТ в целом, и именно трамвай сильнее всего пострадал от новой русской экономики: приватизации прибылей и национализации убытков. Про конкуренцию с маршрутками будет отдельный пост.

7. Банальное: уничтожение инфраструктуры ОТ ради автомобилизации. После того, как обычную улицу расширили и/или перестроили в недохайвей, автобус и троллейбус, как правило, еще как-то сохраняются, а трамвайные пути, как правило же, выдирают.

8. Деградация маршрутной сети. Трамвай ходит не там, где в этом есть смысл, а там, где еще остались рельсы.

9. Вследствие вышеперечисленного - падение пассажиропотока ниже величины, когда трамвай экономически оправдан.

10.Политика. Многие линии в Москве, например, были сняты просто так, без какой бы то ни было рациональной причины, и заменены на троллейбус, реже автобус. Просто потому, что трамвай "плохой" и "устаревший", и "все это знают".

Список, наверное, неполон (чот я устал и пойду посплю), но общее представление даёт.

Ну и, коротко, что делать:

В Москве все пока достаточно хорошо. Трамвай существует вполне уверенно, и довести его до адекватного потребностям города состояния мы без сомнений можем своими силами. Нужно вот что:
1) Обновить инфраструктуру. Там, где для этого нужна политическая воля (напр., для обособлений) - надо ее проявить, где нужно немного денег (напр., купить нормальные стрелки и построить платформы везде, где надо) - дать эти деньги.
2) Достроить запланированные к постройке и восстановлению линии. Не к 2229 году, а в ближайшее время.
3) Сделать так, чтобы уважаемые коллеги из НИИ Генплана включили трамвай в этот самый генплан нормально, как магистральный НГПТ, а не так, как он включен туда сейчас. В городе достаточно широкая ниша для трамвая, много коридоров, где он объективно нужен. Там надо предусмотреть трамвайные линии.
4) Спроектировать и построить и эти линии.
5) Все прочие мелочи, типа обновления ПС, решатся "сами собой", в рабочем порядке.

Все это, в принципе, вполне реально. Деньги у города есть в более чем достаточном количестве, умение проводить в жизнь сложные и тяжелые проекты - тоже.

В провинции - хуже. Тут своими силами, как правило, ничего не сделать. Нужна государственная программа поддержки развития транспорта в российских городах. А для этого - нужно понимание на самом высшем уровне, что город - это и есть транспорт в первую очередь, и никакого развития городов без транспорта не будет. А при нынешней системе финансирования самостоятельно города это всё не потянут, и обречены на стагнацию или схлопывание в пазики.

Ну и вот вам еще лекция про историю трамвая, если кто не видел.



  • 1
Это заблуждение. Акциз и транспортный налог не покрывают даже текущего содержания существующих дорог, и уж точно не может пазик, который ездит сегодня, заплатить за строительство дороги, которая была построена 50 лет назад.

Ну. Вы в курсе, что под рельсами - шпалы? Какое давление оказывает трамвай через рельсо-шпальную решетку на основание дороги?


> Акциз и транспортный налог не покрывают даже текущего содержания существующих дорог
В Москве - безусловно (сбор ~80 млрд, бюджет ~350 млрд). В Нижнем - покрывает. Как бы 7-8 млрд. Транспортный бюджет города соотносим с этими цифрами.

> заплатить за строительство дороги, которая была построена 50 лет назад
Какие, нафиг, дороги, построенные 50 лет назад? Полотно перекладывают полностью раз в 20-25 лет точно.

> Вы в курсе, что под рельсами - шпалы?
Естественно. Но про массу же Вы начали рассуждать, давление непосредственно самого колеса в десятки раз больше давления гусеницей танка, там площади несопоставимые. Причем здесь их вес - вообще непонятно. Вот только рельсы там изначально говенные вместе со шпалами, а их никто не меняет десятилетиями. Результатом являтся полная жопа, творящаяся около рельс. И самое интересное, что устраняют это не за счет трамвайного депо. А когда это в итоге приводит к ремонту Молитовского моста на 300 млн, все утверждают, что трамвай не при чем. Наверное разрушили легковухи с нагрузкой в 500 кг на ось. Вот поэтому это говно выкинули с Канавинского моста, прошло пять лет, и выяснилось, что дорогу все это время можно не ремонтировать.

Вы правда не понимаете, в чем разница между строительством дороги и перекладкой полотна? И в чем - между ремонтом асфальтового покрытия моста и самого моста?

У вас там что, трамвай по асфальту ездит? У нас колесо давит на рельс, а не на асфальт. А рельс - на шпалу. И уже шпалы - на основание дороги.

> Вы правда не понимаете
Я правда это понимаю. И сказал вроде на какие шиши у нас это все делается.
Других шишей для постройки дорог (в том числе с нуля с прорубанием просеки) в Нижнем нет, федерация на строительство городских дорог денег не дает.

> в чем - между ремонтом асфальтового покрытия моста и самого моста?
Еще раз, то, что ремонтируют асфальтовое покрытие - к этому все привыкли. Теперь из-за трамвая ремонтируют именно Молитовский мост (деф. швы).

> У нас колесо давит на рельс, а не на асфальт. А рельс - на шпалу. И уже шпалы - на основание дороги.
Нет. У Вас, как и везде, рельс давит на асфальт в своем окружении. Потому что такой рельс и такая шпала. Не давил бы на асфальт, не было бы проблем.


Рельс не давит на асфальт.
Рельс давит на шпалу.
Асфальт разрушается рядом с рельсом потому, что забыли уложить резиновые прокладки и неправильно сделали узел примыкания.
Там где сделали правильно - ничего не разрушается.

Деф. швы и асфальт - никакой связи нет.
Разрушение деф. швов и трамвай - никакой связи нет.

Дороги за счет акцизов и транспортного налога только ремонтируют. Строили их 50 (или 100) лет назад аналогично, за счет бюджета.

Причем, как правило, либо добавляют при этом в дорожный фонд еще денег из других налогов, либо получают Омск, т.е. дороги изнашиваются намного быстрее, чем их ремонтируют.

> Рельс давит на шпалу.
Там соседняя новость про то, что каждую вторую шпалу надо менять. И треть подстанций построено до начала ВОВ.

> забыли уложить резиновые прокладки
Очень смешно. В то время, когда клали рельсы, ни в одном месте города не клали резиновые прокладки.

> Дороги за счет акцизов и транспортного налога только ремонтируют.
Берем бюджет Нижнегородской обл. и смотрим на деньги, которые идут по статье дорожное строительство. Тем более сейчас, когда 1.1 млн авто в НН обл. со средним пробегом в 15000 (1500л) будет генерировать 1500*1.1*9.53= 15.7 млрд рублей в год. И это ТОЛЬКО акциз на область. Без транспортного. Область федеральный Борский мост на 50% за свой счет строит

И тем не менее, трамвай не давит на асфальт. Он давит на рельсы, рельсы - на шпалы, шпалы - на плиту.

И да, если десятилетиями не чинить путь - то так бывает, что ВНЕЗАПНО окажется, что он сильно изношен. Кто бы мог подумать.

http://depfin.r52.ru/data/objects/35/files/resh_111.doc - вот отчет об исполнении бюджета города. Посмотрите, что и сколько стоит на самом деле, откуда берутся деньги. Не выдумывайте из головы сферические цифры в вакууме.

>В Москве - безусловно (сбор ~80 млрд, бюджет ~350 млрд). В Нижнем - покрывает. Как бы 7-8 млрд.
Скажите пожалуйста, а где Вы берёте данные про сборы? Я заинтересовался, решил про свой Архангельск посмотреть, скачал городской бюджет, стал искать. Сколько уходит на транспорт и дороги — нашёл, а вот сколько приходит — нет. Я даже не уверен, что данные сборы приходят в городской бюджет, а не в федеральный.

Вот кстати да, откуда сведения про объём сборов по транспортному налогу и акцизу на бензин?

Средний годовой пробег авто 15000 км. Расход 10л на 100 км. Акциз на литр 7.53 до 1 апреля 2016 и 9.53 после.
Количество авто в регионе и городе известны. Средняя сумма транспортного налога около 3500 рублей (110 лошадей).

К вопросу о ремонте Молитовки, 200 млн на ремонт трамвайных путей надо.
http://newsnn.ru/news/2016/03/21/155252/

Ужас!

А один сраный дополнительный съезд на развязке на МКАД стоит 2 миллиарда.

А компания Пфайзер миллиардов 200, и дальше что?
Еще раз отремонтировать мост = 140 млн рублей.
Отремонтировать пути на том же самом мосту = 200 млн рублей.

А отремонтировать колесо на моей машине - 200 рублей.
Стоимость ремонта зависит от его объемов, очевидно.
Нету такого "ремонт, одна штука".

  • 1